Манси
Северная группа манси занимает бассейн Северной Сосьвы с притоком Ляпин и верховья Лозьвы и Пелыма. Часть северных манси оказалась на территории правобережья Оби; северные манси считаются поздним этническим образованием, относящимся к XVII-XVIII вв. Особенности культуры каждой из групп манси определяются не только физико-географическими условиями, но разными традициями как следствием генезиса и путей эволюции культуры.
Территория, где проживают в последние столетия манси, - это зона тайги с множеством водоемов в виде рек, озер.
Основу жизнедеятельности хозяйства составляли, а порой составляют и в настоящее время, охота, рыболовство, собирательство, которые дополняются иногда оленеводством. Почти везде теперь хозяйство носит комплексный характер и только в обрядах, фольклоре упоминаются те времена, когда хозяйство было ориентировано на какой-то один вид деятельности. В небольшой степени было развито скотоводство и коневодство.
Традиционное хозяйство, материальная культура и верования манси сохранили свои черты вплоть до настоящего времени.
Характерной особенностью в промысловых видах деятельности является – максимальное использование природных материалов (дерево, корни, прутья, сучья, песок, камень, трава, ветки и т.п.), а также изготовление ловушек непосредственно на месте промысла. К особенностям, кроме того, может быть отнесено наличие очень большого количества видов запорного рыболовства, а также видов звероловных ловушек ущемляющего, давящего, поражающего, удушающего и т.п. действий. С конца XIX в. преобладают так называемые активные способы, когда вооруженные охотники преследуют зверя. Пушная охота (белка, соболь, куница) издавна имела товарное значение, хотя в основном до начала XX века хозяйство манси оставалось натуральным. Все необходимое (жилище, средства передвижения, утварь, ловушки, обувь, одежда и т.п.) изготовлялось в каждой семье.
Е.Г. Федорова выделяет у манси насколько комплексов элементов культуры: 1 – оседлых таежных рыболовов и охотников; 2 – кочевого скотоводческого населения; 3 - кочевого таежного и тундрового населения; 4 – коми зырянский; 5 – татарский; 6 – русский.
Для традиционного уклада жизни характерно щадящее отношение к природе, которое позволяло сбалансировать два взаимоисключающих процесса: воспроизводство культуры и воспроизводство природы. Следует отметить, что отношение к природе существенным образом было деформировано дважды: в период христианизации и в советский период.
Характерными особенностями быта манси, как и других сибирских охотничьих народов, являлось то, что отношение в коллективе и между коллективами, как и между определенными людьми, строились на полном взаимном доверии. Все традиционные жилища, хозяйственные постройки, звероловные и рыболовные ловушки на прибрежной части или воде не охранялись, были доступны для каждого. Никто не посягал на чужую собственность, а у человека отсутствовало чувство социальной опасности.
Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям; в качестве основной эта отрасль была и остается у нижнеобских манси. Другим домашним животным была и остается собака, без помощи которой добываются лишь некоторые звери и птицы.
Основным средством передвижения служили лодки-долбленки и большие дощатые крутые лодки-каюки. Зимой использовались лыжи, нарты (оленьи и собачьи). Большая часть манси вела полуоседлый образ жизни. У охотников и рыболовов почти для каждого времени года имелся какой-либо особый тип жилища, соответствующий сезону и виду деятельности. Места поселений менялись каждые 10-16 лет в зависимости от наличия леса – сухостоя, который использовали на дрова. Как и жилые постройки: навесы, лобазы, приспособления для копчения рыбы, мяса; строились своеобразные укрытия для собак и оленей, защищаемых различными видами думокуров.
Утварь и все необходимое в семье изготавливалось каждой семьей с соблюдением половозрастного принципа разделения труда: обработка дерева, кости, металла – дело мужское; обработка бересты, кожи, изготовление сухожильных нитей, раскрой ткани – дело женское. Основной пищей манси еще в недавнем прошлом были рыба и мясо (сырое или вареное, но не жаренное; самое распространенное – это мясо и рыба в мороженом виде).
Коми
Современные коми представлены четырьмя группами: коми-зыряне, коми-пермяки, зюздинцы и язьвинские коми.
Коми-зыряне живут в основном на территории Коми Республики, небольшие группы (Тюменская, Омская обл.) на Кольском полуострове в Ненецком автономном округе Архангельской области.
Коми зырянский язык представлен 11 диалектами: нижневычегодским, верхневычегодским, среднесысольским, присыктывкарским, верхнесысольским, удорским, ижемским, вымским, печорским и лузеколетским. Коми язык относится к старописьменным языкам. Письменность у коми возникла в конце XIV века. Она была создана в 1830 году епископом Стефаном Пермским. В советское время сформировались и получили развитие два различных литературных языка: коми-зырянский и коми-пермяцкий, которые имеют один алфавит, составленный на русской графической основе. Коми язык относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ближайшими родственниками народа коми являются удмурты, которые вместе с нами составляют пермскую группу финно-угорских народов.
Хозяйство
В XI-XII вв. на Европейском северо-востоке появляется пашенное земледелие. Наряду с земледелием было развито скотоводство, коневодство, молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство. На раскопках поселений и могильниках обнаружены кости лошадей, коров, овец и свиней, а также конские удила и ножницы для стрижки овец. Лошадь использовалась в качестве тяговой силы при пашенном земледелии и для перевозок. Овцеводство являлось источником пищи и одежды. Были развиты домашние производства: керамическое, кожевенное, костерезное, столярное. Большая часть посуды изготавливалась из глины. Встречаются медные котелки, берестяные и деревянные сосуды. Кожевенное производство: находки кожаных ремней, выделанной кожи, сапожных ножей, наконечников стрел и т.д. Важное место в хозяйстве занимала обработка металлов. Были развиты кузнечное и бронзолитейное производство. Все орудия труда, многие предметы быта, производственный инвентарь изготовлены из железа. Бронза использовалась, прежде всего для изготовления украшений, а также некоторых предметов быта (котелков). Традиционным хозяйством являлась охота и рыбная ловля. Охота являлась важным средством существования. Она давала и пищу и одежду. Также важное место занимал пушной промысел. Меха пользовались большим спросом на международных рынках.
Древние коми поклонялись богам, покровителям охоты и рыбной ловли. В жертву идолам коми приносили соболей, куниц, рысей, лисиц и других зверей.
О занятиях рыболовством свидетельствовали находки костей рыб, чешуи, рыболовных крючков, грузил.
Жизнь, быт, одежда
Зыряне – народ здоровый, рослый. Румяные лица с живым и светлым взглядом серо-голубых глаз украшены окладистыми бородами. Белолицые зырянки поражают своей живой красотой. Коми – энергичный, предприимчивый и работящий народ, среди них много плотников, столяров, кузнецов и печников. Главное же их занятие – торговля. В торговле они были пронырливыми, и способными к тяжелому физическому труду. Также это религиозный народ, строго соблюдают посты и посещают церкви. В последнее время между ними заметно сильное стремление к образованию. Зыряне охотно посещают русские школы, и половина их детей грамотна.